Перейти к содержимому
Paks13

Игры разума

Recommended Posts

Мнение Equity: искусственный интеллект произвел революцию в шахматах, чего ждать покеру?

Изображение

В последнее время повсеместно появляется информация об успехах ботов – специальных программ, которые играют в покер без помощи человека. У многих довольно скептическое отношение к этой проблеме, но представляемые графики дают основания считать, что искусственный разум уже сейчас способен побеждать на средних лимитах в онлайн-покере. Это заметный прогресс, так как ещё пару лет назад утверждалось, что ботам не превзойти человека в покере – игре с неполной информацией, в которой многие решения принимаются в зависимости от действий оппонента. Допускалось, что боты могут достичь успеха в лимитированных разновидностях покера (благодаря точным математическим расчётам), но безлимитный холдем считался вотчиной "белкового" интеллекта. Интересно отметить, что похожие тенденции в своё время наблюдались и в мире шахмат. Для начала проведём краткий экскурс в историю.

Активное развитие шахматных программ началось в 1960-х годах прошлого века, как в СССР, так и на Западе. Первый чемпионат среди компьютеров был проведён в 1973-м. Шахматные программы того времени играли очень слабо, потому что алгоритмы были весьма посредственны, да и аппаратные средства были им под стать. Английский мастерДэвид Леви даже заключал пари, что ни один компьютер не сможет его обыграть, и до поры до времени ему удавалось забирать у разработчиков солидные суммы. Причём его шахматный уровень был весьма далёк от лучших образцов того времени. Однако к концу 1980-х годов программы существенно усиливаются и начинают побеждать приличных гроссмейстеров, но только в партиях с укороченным контролем. Дело в том, что тогда искусственный интеллект мог реализовать только одно своё преимущество над человеком – быстрый расчёт вариантов. Это качество сильно помогало ему в блиц-партиях (например, по пять минут каждому игроку), так как даже гроссмейстер допускает серьёзные ошибки при остром дефиците времени на обдумывание ходов. В целом, компьютеры относительно спокойно чувствовали себя в сложной комбинационной игре, когда от них требовался только конкретный расчёт возможных вариантов, но полностью терялись в позиционной игре и эндшпиле, так как у них "хромала" глобальная оценка позиции.

В середине 1990-х годов на свет появилась программа "Дип Блю" компании IBM. Это был многопроцессорный монстр в полном смысле этого слова. "Дип Блю" просчитывал в секунду огромное количество вариантов, а разработчики загрузили в его память все известные шахматные партии. Вызов был брошен действующему чемпиону мира – Гарри Каспарову. Матч состоялся в 1996 г. Сразу на старте произошла сенсация – первая партия закончилась разгромом Каспарова. Однако в дальнейшем чемпион сумел подобрать ключи к своему оппоненту и победить 4:2. В 1997 году состоялся матч-реванш. "Дип Блю" стал намного мощнее и был лучше готов в дебюте. После четырёх встреч счёт был 2:2, а в пятой компьютер сумел спастись в окончании. Легко представить себе, какое настроение было у Каспарова, когда он отправлялся на заключительную партию. В ней он был буквально неузнаваем: проиграл её всего за 19 ходов! Матч завершился скандалом, чемпион мира обвинил разработчиков, что во время игры распределение машинных мощностей регулировалось при помощи ассистировавших программе гроссмейстеров-людей. Но IBM добилась своего — чемпион мира среди мужчин повержен, электронный интеллект победил. Любопытно, что в очередном издании "Книги рекордов Гиннесса" (1999 год) информация об этом событии обведена в рамочку. В шахматах наступила эра новых чемпионов!

Изображение

Поединки новых лидеров компьютерного рынка против Каспарова и 14-го чемпиона мира среди людей Владимира Крамника четырежды завершаются вничью. В 2006 году ничейный паритет заканчивается –"Дип Фриц" побеждает Крамника со счётом 4:2. Правда, чемпион мира подошел к матчу не в лучшей форме, что и сказалось на его игре. В одной из партии он зевнул мат в один ход. Проиграл Владимир и последнюю партию, пытаясь отыграться в азартном стиле. Эти достижения "железных монстров" во многом списывались на невероятную скорость расчета вариантов – компьютер исследовал сотни тысяч позиций в секунду, но в 2005 году на сцену вышел аналитический модуль, полностью изменивший сознание шахматистов. Детище Васика Райлиха "Рыбка" ворвалось в компьютерные шахматы, как метеор. Новый алгоритм значительно лучше оценивал позицию. "Рыбке" не требовалась специального оборудования. Можно было установить её на персональный компьютер и обыграть элитного гроссмейстера. По сути, после появления "Рыбки" противостояние "человек – компьютер" стало считаться исчерпанным. Более того, в 2010 году появился аналитический модуль "Гудини", по всем статьям превзошедший "Рыбку". Таким образом, сейчас лучшие шахматисты мира могут надеяться лишь на ничью против "железного монстра", аккуратно упростив игру белыми фигурами.

Как же сказалась компьютерная революция на мире шахмат? Прежде всего резко обострилась проблема "читерства" — подсказок со стороны компьютерной программы. Причем на самом высоком уровне. В 2006 г. в матче на первенство мира Крамник – Топалов возник конфликт, получивший затем в СМИ название "туалетный скандал". Болгарский гроссмейстер, Веселин Топалов, обвинил нашего чемпиона в том, что тот пользовался помощью компьютера, выходя в уборную. Апелляционный комитет постановил закрыть личные туалеты участников, открыв один общий (причём это оказался женский туалет). Владимир Крамник посчитал такое решение нарушающим контракт о матче и попросту оскорбительным. В знак протеста Крамник не явился на пятую партию, за что ему было засчитано техническое поражение. После длительных переговоров матч всё-таки был возобновлён, и в итоге Крамник вырвал победу на тай-брейке. Это событие получило широкую огласку из-за своего статуса, но и на многих других крупных турнирах возникают подозрения к игрокам. Обычно обвиняют шахматиста, который прежде не добивался хороших результатов, но в одной партии сумел обыграть сильного соперника. Впрочем, до штрафных санкций дело доходит крайне редко. Здесь можно упомянуть только "дело Феллера". Французский гроссмейстер Себастьян Феллер был уличен в том, что с помощью SMS-сообщений получал ходы, предлагаемые компьютерной программой. В итоге он был дисквалифицирован на 5 лет, хотя затем суд первой инстанции Версаля приостановил это решение. Безусловно, каждое подозрение по данному вопросу вводит нас в плоскость этики. Публичное, но бездоказательное обвинение может поставить клеймо на шахматисте. Фактически, любой строгий вердикт прекращает карьеру игрока, так как больше он не получит приглашения на солидный турнир.

Подсказки в турнирном зале ещё можно пресечь, поставив специальные "глушилки", но гораздо труднее следить за соперником в онлайне. Во многом из-за этого по Интернету не проводятся крупные соревнования с солидными взносами. Шахматисты не хотят рисковать своими деньгами, зная, что противник может свободно пользоваться помощью компьютерной программы. Конечно, откровенное мошенничество можно доказать, но относительно квалифицированному игроку может хватить всего несколько советов от "Гудини", чтобы довести партию до победы против

более сильного оппонента. Таким образом, "благодаря" компьютерной революции шахматы потеряли огромнейшее поле для сражений. Сейчас в онлайне можно биться лишь за условный рейтинг (читай, "фантики" в покер-руме), либо ждать редких турниров с реальными призами от спонсоров.

Продолжение следует.

Материал предоставлен журналом о покере Equity.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 90 гостей (Полный список)

    Нет пользователей в сети в данный момент.

×