Перейти к содержимому
GlavFish

Изменения в Законе об игорном бизнесе Казахстана

Recommended Posts

Власти РК хотят дать возможность зависимым от азартных игр гражданам добровольно согласиться на ограничение посещений игорных заведений.

Предоставить игроманам возможность самим запрещать себе участие в азартных играх собираются в Казахстане. Соответствующие поправкиМинистерство культуры и спорта предложило внести в закон об игорном бизнесе.

Авторы законопроекта поясняют: врачебная практика подтверждает, что игромания (лудомания) – это глубокая эмоциональная зависимость, которую можно ставить наравне с наркоманией и токсикоманией.

При этом на практике есть случаи, когда люди, зависимые от азартных игр, добровольно соглашаются на ограничение посещения игорных заведений, но в действующем законодательстве такой механизм не предусмотрен.

"Если человек чувствует, что азарт затягивает в долговую яму, он должен иметь возможность самостоятельно ограничить себя в азартных играх и пари. Его не должны больше пускать в казино, букмекерскую контору или давать возможность делать ставки в интернете", – говорится в документации к проекту закона.

В пример Минкультуры РК приводит Беларусь, где уже не первый год действует такой механизм, и около 28 тысяч человек сами запретили себе участие в азартных играх и пари.

Чтобы самостоятельно ограничить себя в участии в азартных играх на срок от полугода до года нужно будет лично подать письменное заявление произвольной формы любому организатору игорного бизнеса.

Заявление не подлежит возврату или отзыву. Подача заявления одному из организаторов игорного бизнеса рассматривается как подача заявления всем организаторам игорного бизнеса на территории РК.

Принявшая заявление организация передаёт его в уполномоченный орган, который вносит данные в базу, доступ к которой есть только у организаторов игорного бизнеса. Эта информация конфиденциальна.

Самоограничение можно продлить. После истечения срока, данные заявителя убирают из базы, и он снова может участвовать в азартных играх и пари.

Запрет приема ставок на виртуальные события

В случае принятия поправок, организаторов игорного бизнеса, обяжут принимать ставки только на реальные события.

Отдельные букмекерские конторы в Казахстане принимают ставки на виртуальный футбол, виртуальные автогонки, кено, бинго и другие виртуальные события, генерируемые с помощью компьютера (симулятора). Приём ставок на случайное выпадение цифровой или цветовой комбинации (как в казино) в Минкульте назвали неприемлемым и намерены его запретить.

Создание собственного ЦУПИС

Представители Министерства культуры и спорта также предложили создать на территории государства единый центр учета ставок, в котором будут фиксироваться как электронные, так и наличные платежи.

Создание новых игорных зон

В этом же законопроекте снова предлагают установить три новые игорные зоны в Казахстане. Сейчас в Казахстане казино разрешены только на побережье Капшагайского водохранилища (Алматинская область) и в Бурабайском районе (Акмолинская область).

Законопроект предлагает дополнить список ещё тремя зонами:

  • посёлок Акбулак Талгарского района;
  • Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос";
  • Мангистауская область (в пределах территорий, определяемых местными исполнительными органами).

Весь проект поправок в закон об игорном бизнесе открыт для публичного обсуждения до 13 ноября.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Проект поправок в Закон РК об игорном бизнесе

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса

Статус: На публичном обсуждении 
Тип НПА: Закон 
Дата создания: 30/10/2018 
Публичное обсуждение до: 13/11/2018

Приложенные документы:

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

 1. В Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года «Об игорном бизнесе» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 2, ст.15; 2009 г., № 9-10, ст.48; № 18, ст.84; № 19, ст.88; 2010 г., № 5, ст.23; № 17-18, ст.111; № 22, ст.132; 2011 г., № 1, ст.2; № 11, ст.102; № 19, ст.145; 2012 г.,           № 15, ст.97; 2014 г., № 1, ст.4, 9; № 10, ст.52; № 11, ст.61; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 8, ст.44; № 20-IV, ст.113; 2017 г., № 22-III, ст.109; 2018 г., № 10, cт. 32):

1) в статье 1:

подпункт 7) изложить в следующей редакции:

«7) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное участниками между собой либо с организатором игорного бизнеса по правилам, установленным организатором игорного бизнеса;»;

дополнить подпунктом 17-3) следующего содержания:

«17-3) центр учета ставок - совокупность программного обеспечения и технических средств, подключенных посредством сетей связи к аппаратно-программному комплексу организатора игорного бизнеса и обеспечивающая регистрацию, учет ставок на пари, получение, хранение и учет информации об участнике пари, о коэффициентах на варианты исхода пари, об исходе события, о выигрыше и выплате по нему;»;

 2) пункт 2 статьи 6:

дополнить подпунктом 7) следующего содержания:

«7) организация и проведение азартных игр и (или) пари под видом розыгрыша призов, направленных на стимулирование продаж товаров (работ, услуг);»;

3) пункт 1 статьи 8 дополнить подпунктом 7-5) следующего содержания:

«7-5) согласовывает для местных исполнительных органов пределы территорий, подлежащих для размещения казино, залов игровых автоматов;»;

4) в статье 11:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Казино и залы игровых автоматов подлежат размещению в Алматинской области: на побережье Капшагайского водохранилища, в поселке Акбулак Талгарского района, на границе с Международным центром приграничного сотрудничества «Хоргос», в Бурабайском районе Акмолинской области и Мангистауской области в пределах территорий, определяемых местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом.

Изменение пределов территорий местными исполнительными органами, за исключением случаев необходимости защиты особо охраняемых природных территорий, жизни и здоровья людей, угрозы уничтожения и порчи объектов историко-культурного наследия, обеспечения национальной безопасности страны, запрещается.»;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Игорные заведения, кассы тотализатора или букмекерской конторы должны располагаться в нежилых помещениях. Запрещается их размещение в нежилых помещениях жилых домов (жилых зданий), зданиях промышленных предприятий и их комплексов и других производственных, коммунальных и складских объектах, культовых зданиях (сооружениях), зданиях государственных органов и учреждений, организаций образования, здравоохранения, культуры, аэропортов, вокзалов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения.

Организатору игорного бизнеса, осуществляющему деятельность букмекерской конторы и тотализатора, запрещается размещать вне касс оборудование, позволяющее участникам пари наблюдать развитие и исход события, на результат которого ими были сделаны ставки, а также предоставлять участникам пари технические средства, включая услуги связи, для доступа к электронной кассе тотализатора или букмекерской конторы или к информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах.»;

5) в статье 12:

пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, обязан посредством аппаратно-программного комплекса и оборудования для организации и проведения пари осуществлять и обеспечивать прием, единый учет общей суммы сделанных ставок, обработку ставок участников пари и выплаты выигрыша. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, обязан обеспечить передачу данных аппаратно-программного комплекса в центр учета ставок не реже одного раза в месяц.»;

пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность тотализатора, принимает ставки на предстоящие реальные события, происходящие в рамках конно-спортивных соревнований (конные скачки, бега) и (или) собачьих бегов.»;

пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, принимает ставки через соответствующие кассы тотализатора или букмекерской конторы и (или) электронные кассы тотализатора или букмекерской конторы. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, обязан обеспечить регистрацию всех принятых им ставок на пари в центре учета ставок. Ставка, не прошедшая регистрацию в центре учета ставок, является недействительной.»;

пункт 14 изложить в следующей редакции:

«14. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы, принимает ставки на основании коэффициентов, рассчитанных аппаратно-программным комплексом, и только на предстоящие реальные события, происходящие в рамках спортивных соревнований, проводимых национальными спортивными федерациями или под эгидой международных спортивных организаций, федераций, комитетов.»;

пункт 15 изложить в следующей редакции:

«15. Букмекерские конторы и тотализаторы должны быть оборудованы аппаратно-программным комплексом. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, до принятия ставки, обязан произвести регистрацию участника пари посредством аппаратно-программного комплекса, с внесением данных, позволяющих установить личность.»;

6) статью 12-1 изложить в следующей редакции:

«Статья 12-1. Аппаратно-программный комплекс букмекерской конторы или тотализатора

1. Сервер аппаратно-программного комплекса должен быть обеспечен фискальным режимом контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, включенной в государственный реестр контрольно-кассовых машин в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). Сервер аппаратно-программного комплекса должен находиться на территории Республики Казахстан.

2. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, должен посредством аппаратно-программного комплекса осуществлять расчет коэффициентов выигрышей на варианты исхода пари, учет принятых ставок, расчет выигрышей по результатам пари, учет выигрышей и выплат по ним.

3. Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать взаимодействие с кассами букмекерских контор или тотализатора и осуществлять сбор и предоставление информации, позволяющей уполномоченному органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.»;

7) дополнить статьей 12-2 следующего содержания:

«Статья 12-2. Центр учета ставок

1. Центр учета ставок обеспечивает регистрацию и учет ставок на пари, получение, хранение и учет информации об участнике пари, о коэффициентах на варианты исхода пари, об исходе события, о выигрыше и выплате по нему.

2. Сервер центра учета ставок должен быть размещен в уполномоченном органе на постоянной основе.

3. Центр учета ставок должен обеспечивать защиту информации от утраты, хищения, искажения, подделки, несанкционированных доступа и действий по ее распространению, блокированию, уничтожению, модификации, копированию и иных незаконных действий.»;

8) дополнить статьей 15-1 следующего содержания:

«Статья 15-1. Самоограничение участия в азартных играх и (или) пари

1. Физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в участии в азартных играх и (или) пари сроком от шести месяцев до одного года путем личной подачи письменного заявления в произвольной форме любому организатору игорного бизнеса.

2. Заявление должно содержать его фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего его личность, срок добровольного ограничения от участия в азартных играх и (или) пари, личную подпись. Поданное заявление не подлежит возврату или отзыву. Подача заявления одному из организаторов игорного бизнеса рассматривается как подача заявления всем организаторам игорного бизнеса на территории Республики Казахстан.

Копия принятого и зарегистрированного организатором игорного бизнеса заявления не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем его принятия, направляется уполномоченному органу.

3. Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления копии такого заявления, вносит сведения о физическом лице в список физических лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари, доступ к которому обеспечивается посредством интернет-ресурса уполномоченного органа только организаторам игорного бизнеса.

Информация о физических лицах, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари является конфиденциальной.

Лица, получающие доступ к информации о физических лицах, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари, обеспечивают ее конфиденциальность путем соблюдения требований не допускать ее распространения без согласия субъекта или его законного представителя либо наличия иного законного основания.

Лица, которым стали известны сведения о физических лицах, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари в связи с профессиональной, служебной необходимостью, а также трудовыми отношениями, обязаны обеспечивать их конфиденциальность.

4. До истечения срока ограничения от посещения игорных заведений физическим лицом может подаваться заявление о продлении ограничения на новый срок.

5. После дня окончания срока добровольного ограничения от участия в азартных играх и (или) пари уполномоченный орган обеспечивает исключение участника азартных игр и (или) пари из списка физических лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари.

6. Запрещается организация и проведение азартных игр и (или) пари с лицами, находящимися в списке физических лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари.»;

2. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 9, ст.51; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 2, ст.3; № 8, ст.45; № 9, cт.46; № 11, ст.57; № 16, ст.79; № 19-II, ст.103; № 20-IV, ст.113; № 21-I, ст.128; № 21-III, ст.135; № 22-II, ст.144, 145; № 22-V, ст.156, 158; № 22-VI, ст.159; № 23-I, ст.169; 2016 г., № 1, ст.2, 4; № 6, ст.45; № 7-I, ст.50; № 7-II, ст.53; № 8-I, ст.62; № 8-II, ст.68; № 12, cт.87; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 4, ст.7;  № 9, ст.21, 22; № 11, ст.29; № 12, ст.34; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113;         № 24, ст.115; 2018 г., № 10, ст.32; № 11, cт. 47):

строки, порядковые номера 67, 68, 69, 70, приложения изложить в следующей редакции:

"

Screenshot_7.jpg

".

Статья 2.

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзаца третьего и седьмого подпункта 5), подпункта 7) пункта 2 статьи 1, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.

2. Лицензиаты, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, обязаны в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона привести свою деятельность в соответствие с требованиями абзаца третьего и седьмого подпункта 5), подпункта 7) пункта 2 статьи 1 настоящего Закона.


Президент

Республики Казахстан

Оригинал

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ребята говорили, что страшно закручивают гайки. 

И прям все очень плохо у казино теперь. Вплоть до закрытия идет.

+В теории могут открыться с нового года 4 новых зоны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 01.11.2018 в 21:44, Paks13 сказал:

Ребята говорили, что страшно закручивают гайки. 

И прям все очень плохо у казино теперь. Вплоть до закрытия идет.

+В теории могут открыться с нового года 4 новых зоны.

Не понимаю чем государство руководствуется при принятии таких законов. Казино мало налогов платит или в чем проблема? Совсем не понимаю зачем делать казино сложно доступным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 05.11.2018 в 13:56, 111177 сказал:

в МЦПС если сделают? то круто будет

там китайцов много будет

Не знаю.

Слышал про Ак Булак, Мангыстау...

Это все на уровне слухов и общения с бизнесменами, которые владеют казино в Капчагае.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В Казахстане могут появиться новые игорные зоны

 

В Казахстане, возможно, появятся новые зоны казино. Вчера мажилисмены после новогодних каникул провели первое пленарное заседание в этом году, сообщает корреспондент «Хабар 24». Депутаты взяли в работу документ с поправками в законодательные акты по вопросам игорного бизнеса.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Инвесторов игорного бизнеса в Казахстане подстерегает новая опасность

Чем грозит инвесторам в Казахстане потенциальные поправки в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса».

Напомним, этот документ рассматривают в Мажилисе и в качестве главного нововведения предлагается наделить Правительство правом определять территории для размещения казино, залов игровых автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор. Это поправка, по мнению участников рынка, уничтожает принцип «стабильности», который является основополагающим для инвестора.

Какую угрозу это потенциальное нововведение несет для бизнеса?

На данный момент территории казино официально закреплены законом в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинском районе Акмолинской области. Кроме того, изначально законопроектом было предусмотрено, что данные зоны будут расширены, и будут включать Алатауский сельский округ Талгарского района (район горнолыжного курорта Ак-булак), Пиджимский сельский округ Панфиловского района (район Хоргоса) и Мангистаускую область на побережье Каспиийского моря в пляжной курортной зоне. При этом для стабильности было прямо предложено, чтобы местные исполнительные органы никак не могли больше изменять территории для расположения казино, опять же это было нормальным условием инвесторов.

Теперь же получается, что вместо «стабильного» положения в законе, предлагается «не стабильное» положение в виде права Правительства определять (а значит менять и отменять) территории для размещения казино, залов игровых автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор. Во всех данных районах есть инвесторы, которые вложили или планируют вложить свои инвестиции. То есть, вложив средства на развитие бизнеса, построив казино, отели, бизнесмены будут постоянно находится в зоне риска: так как, чтобы поменять территорию не нужно идти в Парламент и проходить предусмотренную процедуру изменения законодательства, а достаточно принять новое постановление Правительства.

Тоже самое касается инвесторов, которые планировали возрождать ипподромы и развивать тотализаторы. В случае принятия поправок в том виде, что есть сейчас, у инвесторов не появится ни малейшего интереса вкладывать деньги в данный бизнес, если территории для расположения касс тотализаторов будут определяться и смогут изменяться время от времени по желанию правительства.

Аналогична ситуация в букмекерском бизнесе. В последние годы в Казахстан пришли инвесторы из Украины и России: «Пари Матч», «1xBet» и «ФонБет», которые вкладывают средства, создают рабочие места, расширяют сеть касс. Кроме этого, по сведениям Ассоциации Букмекеров Казахстана, три крупные букмекерские конторы из Европы находятся в режиме ожидания для входа на рынок Казахстана. Сейчас их владельцы ждут, какой закон будет принят в отношении букмекеров, и будет ли изменен подход в налогообложении БК.

Если же территории касс букмекерских контор будут определяться и меняться постановлением Правительства, то обо всех новых иностранных инвесторах в области игорного бизнеса казахстанский бюджет может забыть.

Кроме того, стоит помнить и о том, что казахстанские букмекеры также перестанут создавать рабочие места, спонсировать развитие спорта, вкладывать деньги в ремонт и оборудование касс (что создает мультипликативный эффект для собственников помещений, ремонтных компаний, продавцов мебели, строительных материалов, оборудования, дизайнерских компаний, охранных организаций, точек общественного питания), если в любой момент Правительство может изменить территорию и места для расположения букмекерских касс.

К чему же может привести эта ситуация?

  • Отпугивание иностранных инвесторов в строительство новых казино и залов игровых автоматов
  • Отсутствие интереса иностранных инвесторов в развитие букмекерского и тотализаторного бизнеса в Казахстане
  • Сокращение инвестиций от текущего букмекерского и тотализаторного бизнеса

Помимо этого, очень вероятны международные споры по защите инвестиций. Изменение территории расположения казино, касс букмекерских контор и тотализаторов, скорее всего, будет рассматриваться в качестве «экспроприации» в рамках Соглашений о защите инвестиций, заключенных Казахстаном с большим числом развитых стран.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Букмекеров хотят перевезти в Капчагай и Боровое

Правительство собирается ввести поправки в закон «Об игорном бизнесе». Но это не только навредит букмекерским конторам, но и отечественному спорту, сообщает Prosports.kz.

В Алматы состоялась пресс-конференция с участием представителей ведущих букмекерских  компаний. Повод был серьезный – представители контор поделились со СМИ неудачной попыткой ввести поправки в Закон «Об игорном бизнесе», который ныне обсуждают в Мажилисе Парламента РК. 

5cf7dcfe79f9633fb4fd3f25bb7.jpg

В Капчагае и Боровом расположены казино. Какое к ним отношению имеют букмекеры?

Абсолютно никакого. По сути, отдаление контор от города полностью разрушает отрасль и не дает ей развиваться. Ежегодно в Казахстане прекращает существование как минимум одно казино отчасти по причине непродуманного налогового законодательства. Возможно, многие просто не видят разницы между казино и условным «Олимпом» или «Финбетом», однако ставки на спорт – интеллектуальная игра, а не лотерея.

Налоги

За минувший год букмекеры выплатили государству налоги на сумму 16,5 миллиардов тенге. В следующем году сумма увеличится до 20 миллиардов. Если же будет осуществлен вывоз контор в «игорные зоны», то бизнес будет застаиваться и приносить куда меньше дохода. А в свою очередь бизнес, который не развивается, платит куда меньше налогов и не приносит существенный прибыли.

Например, в Англии и США найден компромисс в виде отчисления налогов и существования большого количество контор в крупных и небольших городах.

Безработица

В букмекерские конторы на работу устраиваются кассиры, администраторы, технический персонал, охранники и многие другие. Одобрение поправок в законодательстве оставит без работы более 5000 человек, преимущественно женщин от 21 до 30 лет. Заместитель директора БК «Tennisi» Сергей Казаков отметил, что это негативно скажется на и без того сложной социально-экономической ситуации в стране и вызовет рост безработицы.

Поддержка отечественного спорта

Давно не секрет, что букмекеры всесторонне поддерживают практически весь спорт. Это можно увидеть по всему миру – даже мировые бренды и многомиллиардные проекты заручаются их поддержкой. В Казахстане только за минувший год отечественные букмекеры выделили более миллиарда тенге на сотрудничество со спортивными проектами. И эта сумма будет только расти.

Присутствовавший на брифинге президент АФК «Кайрат» Кайрат Оразбеков рассказал о сотрудничестве с «Олимпом» и высказался касательно данной ситуации:

«В марте этого года мы подписали спонсорское соглашение с БК «Олимп». Мы очень рады нашему сотрудничеству, так как наш партнер стремится всесторонне развивать спорт в стране. На сегодняшний день АФК «Кайрат» является самым успешным проектом в командных видах спорта и достойно защищает честь страны на крупнейших футзальных турнирах планеты. К сожалению, в казахстанском спорте все уповают исключительно на поддержку государства. Хотя в общемировой практике спонсор и спорт всегда идут рядом. Наличие партнера заставляет спортивного функционера показывать достойные спортивные результаты, прогрессировать в области менеджмента и маркетинга – создавать интересный спортивный продукт.

Потеря такого серьезного партнера, который заинтересован в развитии спорта, ощутимо отразится на спортивных достижениях. К помощи в борьбе с договорными матчами букмекерских контор прибегают ведущие футбольные институты такие как УЕФА и ФИФА. Сегодня они готовы инвестировать в казахстанский спорт, а в наших силах, чтобы привлеченные средства расходовались прозрачно и с максимальным эффектом».

ЦУПИС и уход казахстанцев на зарубежные сайты

По словам спикеров, важным недочетом в проекте поправок является желание создать Центр учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС). Это противоречит закону «О персональных данных и защите». Подобный сервер позволит отслеживать каждого игрока, что явно не понравится любителям поставить на спорт. К чему это приведет? Казахстанцы банально начнут совершать ставки на зарубежных сайтах. А они, в свою очередь, с этого будут иметь исключительно прибыль – в конце концов, они не создают рабочие места в стране и не платят многомиллиардные налоги. Это отмечает директор БК «Пари Матч» Владимир Кочерга. Добавим, что подобный проект был реализован только в России и привел к тому, что теневой рынок ставок увеличился на 40%.

Итог

Как можно было понять из вышеизложенного, представители букмекерских контор в первую очередь хотят, чтобы они были услышаны. Дело не только в переезде на Капчагай или Боровое – главы компаний выступают и против создания ЦУПИС. По их словам, подобные вещи накладывают тень на государственный аппарат, так как отсутствует проработка вопроса и понимание сути проблемы. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Депутаты придумали, как лечить казахстанцев от игромании

Букмекерским конторам Казахстана придется поменять адрес «прописки».

Игровая зависимость, игромания или гэмблинг — это психическое заболевание, проявляющееся в болезненной тяге к азартным играм. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально признала игровое расстройство болезнью, которую добавили в Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11).

Согласно критериям, человек считается заболевшим, если игры начинают так или иначе негативно влиять на его жизнь, становятся впереди прочих жизненных интересов, а также вызывают нарушения в семейной, социальной, образовательной, профессиональной или иных сферах жизни.

Во всем мире, в том числе и в Казахстане, эта проблема становится все более актуальной, ведь новые технологии, онлайн-казино и компьютерные игры способствуют формированию этого заболевания, которым, по разным данным, страдают от двух до 10 процентов пользователей интернета.

До 1917 года в Казахстане существовали только карточные азартные игры, которые были доступны лишь посетителям закрытых клубов, принадлежащих частным лицам. В советские годы в Казахской ССР действовали подпольные заведения, вход в которые был доступен только профессиональным игрокам и состоятельным людям. Какой-либо контроль над игорным сектором отсутствовал. Официально он не существовал. Кроме лотереи. Ситуация с лотереями выглядела иначе. Ими заведовал и контролировал их госрегулятор, поэтому частных лотерей в СССР не было.

Появление первых игровых автоматов в стране произошло после 1989 года. Спустя четыре года в Казахстане начали функционировать первые казино, а по прошествии семи лет на рынке уже ощущался переизбыток различных игорных заведений.

С 1 апреля 2007 года в республике в соответствии с принятым Законом «Об игорном бизнесе» работа казино и залов игровых автоматов была запрещена за исключением двух зон: южной — в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и северной — в Щучинском районе Акмолинской области. Однако туда надо еще добраться, а спрос есть. И вот на смену картам, фишкам и одноруким бандитам пришли букмекерские конторы, которых с каждым годом появлялось все больше. В итоге проблема игровой зависимости приобрела такие размеры, что ее уже стало невозможно игнорировать. Пагубная привычка имеет немало негативных последствий — неподъемные долги, разводы, уголовные преступления и случаи суицида. Кроме того, на основе постоянного нервного напряжения у многих формируются и другие зависимости, в том числе алкоголизм или наркомания. Возраст зависимых в среднем 35 лет. По неофициальным данным, средний размер долга казахстанского игромана колеблется в пределах 10 миллионов тенге. Также, по неподтвержденным данным, годовой оборот букмекерских контор составляет 200-250 миллиардов тенге, а количество играющих в республике в течение года достигает 350 тысяч, то есть ежедневно 900 человек делают ставки.

Зарубежные эксперты провели исследование и пришли к выводу, что подростки в два-четыре раза чаще увлекаются азартными играми, чем взрослые. Их азарт подогревает иллюзорное чувство успешности. В казахстанском законодательстве ответственность за вовлечение лиц до 21 года в азартные игры карается штрафом в 300 МРП. Это, конечно, смешная сумма по сравнению с тем, что зарабатывают букмекеры.

Массовое переселение

Учитывая серьезность и злободневность проблемы, разработали поправки в законодательные акты по вопросам игорного бизнеса. Законопроект поступил в парламент в начале 2019 года. В ходе работы над ним депутаты внесли более 150 принципиальных предложений. Так, исключили нормы об открытии дополнительно трех игорных зон, создать которые, согласно первоначальному правительственному варианту законопроекта, предполагалось в Талгарском и Панфиловском районах Алматинской области и на побережье Каспийского моря в Мангистауской области. Напомним, что сегодня в Казахстане уже действуют две игорные зоны, в этой связи мажилисмены не видят смысла создавать новые игорные места. «Нельзя, прикрываясь необходимостью развития туризма и пополнения бюджета, создавать условия для распространения игромании, тем более вблизи крупных мегаполисов и областных центров», — высказался председатель Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин. По его мнению, даже для развития туристической отрасли нельзя жертвовать безопасностью и морально-психологическим здоровьем населения.

Разработчики согласились с депутатами, отметив, что эта инициатива была обусловлена прежде всего задачей развития туристического кластера. Министр культуры и спорта Актоты Раимкулова объяснила, что отказ от строительства новых игорных зон вызван высоким интересом молодежи к азартным играм. «Мы можем потерять молодежь, которую привлекают разными средствами, в том числе средствами рекламы, к игровому бизнесу, участию в азартных играх. И притягивается молодежь, которая сегодня, возможно, не имеет устоявшихся жизненных принципов. Люди теряют мотивацию к успешности, также у них вырабатывается иждивенческая психология. И, конечно, семьи страдают. Поэтому в процессе обсуждения решили отказаться от этой нормы. На самом деле у нас есть множество инструментов, которые будут способствовать развитию туристической отрасли в нашей стране», — отметила министр.

В соответствии с поправками депутатов букмекерские конторы и тотализаторы переносят на территории существующих игорных зон. При этом Председатель Мажилиса акцентировал внимание на том, что этот бизнес не закрывается, а регулируется. Планируют создать центр учета ставок. В этом случае любая ставка будет привязана к ИИН того, кто заключает пари на деньги. Это поможет осуществлять контроль, видеть «заработки» букмекерских контор и число игроманов, вести единый учет и фискализацию всех платежей. Таким образом, вся деятельность будет прозрачной. За счет онлайн-букмекеров и улучшения налогового администрирования путем создания центра учета ставок будет пополняться и бюджет. Депутаты считают, что «ситуация улучшится как с точки зрения экономики, так и безопасности граждан».

Выписать «стоп»

Чтобы родные зависимых от азартных игр не оставались наедине со своей проблемой, созданы механизмы оказания помощи таким больным. Один из них — самоограничение. Если человек чувствует, что азарт затягивает его, он должен иметь возможность самостоятельно ограничить себя в участии в азартных играх и пари. В минуты «просветления» он может пойти в букмекерскую контору и написать заявление, чтобы его не запускали в игорное заведение и не давали возможность осуществлять ставки в интернете. Запрет может действовать от шести месяцев до одного года. Если человек решился на подобное самоограничение, то обратной дороги не будет: поданное заявление возврату и отзыву не подлежит и будет расцениваться как руководство к действию для всех организаторов азартных игр на территории страны. Копию направляют уполномоченному органу, и данные о «просителе» вносят в список физических лиц, ограниченных в участии в азартных играх и пари. Подобная мера успешно работает в Беларуси уже не первый год.

Однако парламентарии полагают, что для ограждения игроманов недостаточно только предусмотренного механизма самоограничения, необходимы более эффективные меры. В качестве таковых депутаты предложили, чтобы лиц, злоупотребляющих азартными играми и пари, по обращению близких родственников суд признавал ограниченно дееспособными.

Виртуальные казино

Если с букмекерскими конторами все понятно — их переведут в специальные игровые зоны, то с живучими онлайн-казино все намного сложнее. Согласно Закону РК «Об игорном бизнесе» на территории Казахстана запрещена их деятельность. Однако запрет легко обойти при регистрации игорного заведения в иностранных юрисдикциях и странах-офшорах, таких как Кюрасао, Коста-Рика, Филиппины, Анжуан, Содружество Коморских островов. Но, чтобы иметь признаваемый во всем мире игорный бизнес, компания должна быть «прописана» на Гибралтаре, Мальте, в Олдерни, Антигуа и Барбуде, на острове Мэн, в Тасмании. Именно там нулевые налоги. На сайтах можно свободно сыграть в рулетку, покер, автоматы, слоты и другие игры. Делают ставки и получают выигрыши через платежные сервисы Qiwi, Webmoney, Visa, Mastercard, Maestro, ATF24 и Касса24. Львиную долю дохода от преступной деятельности таких игорных заведений переправляют по налаженным каналам в зарубежные страны. Виртуальные «игровые дома» блокируют. Сотрудники надзорного органа подают иски в суд, чтобы признать их деятельность незаконной. Суд удовлетворяет требования прокуроров, после чего Министерство информации и общественного развития блокирует сайты.

В последние годы в Казахстане появились так называемые бинго-клубы. В них под видом легальных тотализаторов осуществляются азартные игры (онлайн-казино, электронная рулетка, покер), которые разрешены только на определенной территории — в двух регионах. Иностранные граждане, а именно они выступают в роли организаторов, используют дорогостоящие современные виды программного обеспечения, игровое и серверное оборудование закамуфлированного характера, по которым отсутствует практика доказывания. Его поставляют из Испании, Болгарии и России, сервисное обслуживание осуществляют на отдаленном доступе через интернет.

Дорогая привычка

Игровая зависимость, как утверждают специалисты, сильнее героиновой. Реабилитация занимает не меньше двух лет, а излечиваются всего пять процентов. Остальные срываются. Тем более что для этого есть все условия — букмекерские конторы на каждом шагу, и, как правило, около них расположены ломбарды.

Лечение любой зависимости — дорогое удовольствие. В частных клиниках Казахстана цена за месячный курс от «лудомании» достигает более 300 тысяч тенге. Учитывая, что необходимо пройти несколько курсов, избавление от зависимости далеко не каждому по карману. Как вариант при разработке законопроекта выдвигали инициативу — лечить игроманов за счет букмекеров. Впрочем, букмекеры были не против, но с оговорками — при наличии «прозрачного механизма». Ведь человек может играть у разных букмекеров, и в этом случае необходимо делить расходы на лечение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Бинго-Клубы поменяли на Лото-Клубы, а иностранных граждан, в роли организаторов и владельцев, на резидентов. Внутри как казино было, так и осталось. Но, теперь всё норм!

Всё начинается с, безобидных на первый взгляд, компьютерных игр! Если уж копать, то глубоко. Это как в армии: «дедовщина» и прочий беспредел зарождается же не там, а во дворах и школах. Начинайте с «Бейби Лон-ов» тогда, там закладывается игровая зависимость, с детских лет.

Они там, как у себя в парламенте посовещаются, то можно смело ожидать очередные перлы!
:faceoff:

Изменено пользователем Andrey

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Дырявым» назвала законопроект «Об игорном бизнесе» исполнительный директор АИБ РК

«На самом деле закон создан таким дырявым, что ни госорганы, ни правоохранительные органы, ни даже сами бизнесмены до конца не могут разобраться, где заканчивается пари и начинаются азартные игры», - сказала Бергенова в прямом эфире «Лоббирование закона против игорного бизнеса: причины и последствия» в Казахстанском пресс-клубе в понедельник.

Она считает, что законопроект лоббируют.

«Давайте пройдемся по фактам. Изменения в этот закон задумывались государством с одной благой целью – защита населения от игромании, а на деле происходит сплошная подмена понятий. Законопроект содержит всего четыре нормы, которые касаются игромании, защиты населения от нее и в два раза больше норм, которые зачищают рынок от конкуренции», - отметила спикер.

По ее мнению, ставки на спорт меньше всего вызывают нездоровый азарт, намного меньше, чем электронная лотерея или азартные игры, которые проводятся в казино или залах игровых автоматов.

«Дальше, еще одна претензия в адрес букмекерских контор – это то, что под видом пари проводятся всякие псевдоазартные игры. Вы думаете, сколько в этом плане есть в новом законопроекте изменений и уточнений? Равно ноль, то есть ничего в этом плане не сделано, при этом законопроект проходит с грубейшими нарушениями вообще всего, чего только можно: и предпринимательского кодекса, и процедуры прохождения законопроектов, и антимонопольного законодательства», - подчеркнула Бергенова.

* * * * *

Перенос букмекерских контор в резервации ничего не решит, считают игроки рынка

Лоббирование закона против игорного бизнеса и последствия его изменений обсудили в ходе онлайн пресс-конференции представители отраслевых ассоциаций.

По словам члена ОЮЛ «Ассоциация букмекеров Казахстана» Николая Искендирова, за последние 13 лет букмекерский бизнес в Казахстане подвергался ревизии четыре раза.

Он добавил, что Казахстан может потерять $10 млн в течение двух лет из-за закрытия или неконкурентности бизнеса. Сфера начнет терять клиентов.

«В перспективе года или двух оборот денежных средств на спортивных ставках, который был внутри Казахстана, будет выведен за его пределы», – отметил эксперт.

Исполнительный директор СРО букмекеров Гульмира Бергенова добавила, что основная цель поправок в законопроекте – защита населения от игромании. На деле происходит подмена понятий. Законопроект содержит всего четыре нормы, касающихся игромании и защиты населения от нее, и в два раза больше норм, зачищающих рынок от конкуренции.

«Ставки на спорт намного меньше вызывают нездоровый азарт, чем азартные игры, которые проводятся в казино или залах игровых автоматах. Еще одна претензия к букмекерским конторам, что под видом пари проводятся псевдоазартные игры. На самом деле закон создан настолько дырявым, что ни госорганы, ни правоохранительные органы, ни бизнесмены до конца не могут разобраться, где заканчивается пари и начинаются азартные игры. В новом законопроекте об этом нет никаких уточнений. При этом законопроект проходит с грубейшими нарушениями Предпринимательского кодекса, процедуры прохождения законопроектов, и антимонопольного законодательства», – сказала Гульмира Бергенова.

По ее словам, в законопроекте есть еще одна не однозначная норма, которая осталась в тени. Но именно она ведет к рейдерскому и монопольному захвату целой отрасли.

«Это проведение платежей между игроками и букмекерскими конторами. В процессе работы над законопроектом это превратилось в монополистическую платежную систему. На вопросы, зачем это нужно, никто не отвечает. Речь идет уже не о борьбе с игроманией. Перед нами происходит передел рынка административными методами. Это сигнал всему бизнесу», – добавила исполнительный директор. 

В 2019 году букмекеры заплатили порядка 20 млрд тенге налогов. Налог на электронную кассу сайта, через который проходят ставки, в месяц у одного букмейкера составляет 8 млн тенге.  Юрист ТОО «Адал Ойын» Василий Павлюченко в ходе онлайн пресс-конференции отметил, что перенос касс букмекерских контор и тотализаторов в резервации не имеет практической полезности.

«Факт игорной зависимости отрицать нельзя, однако ее масштабы существенно преувеличены. И перенос в резервации ничего не решит. Человеку, зависимому от ставок, не принципиально, как их ставить. Игроманы продолжат играть в Интернете. Складывается впечатление, что принятие закона направлено во вред только частного предпринимательства, несмотря на его позитивные моменты с социальной точки зрения», – сказал Василий Павлюченко.  

«Игроки будут уходить в офшорные компании. Чтобы обойти блокировку иностранных сайтов, они будут применять зеркала и анимайзеры. Блокировка иностранных сайтов не принесет ощутимого эффекта, и те, кто играл, продолжат это делать. В существовании букмекерских контор многие видят негатив. Но причина, по которым человек туда попадает, кроется в ошибке его мышления. Его текущее экономическое настоящее порождает в нем неуверенность в завтрашнем дне. Он начинает искать быстрые деньги», – сказал Куаныш Тлеуов.

По мнению эксперта, для уменьшения игровой зависимости необходимо проводить широкую просветительскую работу с населением, поясняя, что ставки не являются заработком. Не нужно воспринимать их как возможный вариант решения жизненных экономических проблем.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Оператора онлайн-казино планируется создать в Казахстане

В Казахстане рассматривается законопроект по вопросам внесения изменений в предложения по пополнению доходной части бюджета и совершенствования налогообложения, сообщает zakon.kz.

Летом 2019 года Президент РК К.К.Токаев наложил вето на идею депутатов Мажилиса Парламента по созданию оператора онлайн-казино.

Однако сейчас данная поправка вновь инициирована в Парламенте.

Сейчас "онлайн-казино" находится под строжайшим запретом. В 2007 году все казино и залы игровых автоматов были выведены в специальные резервации согласно опыту зарубежных стран, т.к. казино вызывало сильную зависимость у населения, а также выигрыш в казино по факту был делом случая, и никак не зависел от навыков (знаний) игрока. В этом основное отличие онлайн-казино от букмекерства, где выигрыш зависит от навыков (знаний) участника пари.

Кроме того, большинство продуктовой линейки онлайн-казино, позволяет закладывать в игровые автоматы фиксированную маржу (через генератор-случайных чисел), т.е. онлайн автоматы всегда выплачивают меньше денег, чем принимают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что на самом деле скрывается за законом об игорной деятельности?

Чем тщательнее изучаешь закон об игорной деятельности в Казахстане – тем яснее видно, сколько дров наломали его авторы.

При этом и депутаты парламента, и уполномоченные органы, причастные к созданию этого документа, или не комментируют свои решения, или реагируют на вопросы “КАРАВАНА” в стиле “моя хата с краю”, или отвечают так, что вопросов становится еще больше. Настоящий детектив!

Редакция послала запрос в министерство финансов. Мы хотели понять, почему в законе уравняли казино и букмекерские конторы? Чья это идея? Зачем букмекеров выгнали в игорные зоны Капшагая и Борового? Какие потери в результате этого решения понесут они и республиканский бюджет? Какова роль министерства в принятии закона – ведь именно минфин должен контролировать денежные потоки и печься о пополнении госказны? А она, судя по некоторым статьям закона, должна потерять миллиарды тенге. Там еще много других вопросов было.

Ответы изумили. А некоторые вообще заставили думать, что ведомство министра Ерулана Жамаубаева всячески пытается откреститься от содеянного. Но при этом подставляется так, что никаких врагов ему не надо.

– Да, – соглашается министерство в ответе “КАРАВАНУ”, – разработчиком первой редакции закона было именно оно. А в каком году? Что было предложено в первой редакции, что во второй? Кто автор драконовских мер, которые нанесут ущерб бизнесу и госбюджету? – Нет ответа. Зато есть ремарка, что вопросы, связанные со снижением/увеличением налоговых поступлений, должны согласовываться с минфином. И тут же привели пример.

Уплата налогов “зависит от количества объектов налогообложения – игровых столов, игровых автоматов, а также букмекерских касс и тотализаторов”.

Где минфиновцы видели в букмекерских конторах игровые столы и автоматы? Или им не объяснили разницу между рулеткой, где правит случай, и ставкой, которую знаток делает на основе анализа турнирной таблицы чемпионата Испании, Англии или Казахстана по футболу? 

В чиновничьих кабинетах болельщики не водятся?

Большинство экспертов полагает, что перенос букмекерских касс в игровые зоны – бессмыслица. Во-первых, ни один здравомыслящий человек не ломанется за тридевять земель, чтобы сделать ставку. Проще сделать это в Интернете. Во-вторых, в игровые зоны люди едут потрепать нервы и свой кошелек ради рулетки и карт. В-третьих, сокращение “наземных” букмекерских касс заставит хозяев сокращать штат сотрудников – от менеджеров до технического персонала. В-четвертых, это снизит базу налогообложения. В-пятых, большинство клиентов просто уйдет на зарубежные площадки. И тогда ищи-свищи налоги с их выигрышей.

Знаете, как отреагировал минфин? Цитирую. “В первое время это может привести к уменьшению “наземных” касс. Соответственно, мы ожидаем снижение поступлений на игорный бизнес (заметьте, букмекеров опять смешивают с казино! – Авт.) и зарплатных налогов в связи с сокращением части наемных работников”. 

А дальше – вообще фантастика. “Полагаем, что эти потери будут перекрыты за счет следующих источников”.

Оглашаю: “За счет увеличения количества электронных касс, ставки в которых выше, чем в “наземных”, частично будут перекрываться потери… Территориальные ограничения будут способствовать созданию новых рабочих мест в связи с необходимостью развития электронных сервисов. Что, соответственно, приведет к дополнительным поступлениям”.

Для обслуживания кассового сервера нужно нанимать обслугу? Это новые рабочие места? Что за вздор!

Главный ответ на вопрос по этой теме – как быть с теми клиентами наших букмекерских контор, которые перейдут на зарубежные платформы? Опять нет ответа. Зато эксперты подсказали, что налоговики могут отследить все платежи – в том числе и за границу. Даже если человек выиграл всего 5–10 тысяч тенге и не заплатил налог – его можно привлечь к ответственности. Но станет ли комитет госдоходов минфина париться из-за этой мелочи и судиться с любителями делать ставки?

– Станет! – утверждают наши консультанты. Потому что есть закон о борьбе с отмыванием денег и противодействию терроризму. Хотя есть много способов уйти от наказания. При этом министерство финансов в ответе “КАРАВАНУ” призналось, что, во-первых, предоставить все данные по объему букмекерского рынка “не представляется возможным”. Поскольку их указывает налогоплательщик – то есть сами букмекерские конторы. А во-вторых, минфин опирается только на “оценочные данные”, предоставленные заинтересованными лицами – букмекерами. Где логика?

Данные могут отличаться, как огурец от помидора или сани от телеги. По сути, у министерства и его комитета госдоходов нет реальной картины и реальных цифр в этом секторе экономики? Кто же тогда его контролирует? Или таки крышует?

Всегда считалось, что игорный бизнес – это тот, где крутятся сумасшедшие деньги.

Если следовать логике, то тогда к разработке закона о его регулировании нужно было привлекать армию экспертов. В том числе и зарубежных. Не привлекли?

И поэтому где прямо, где косвенно минфин признается в том, что этот сектор экономики его не интересует? Или есть кто-то очень влиятельный, который фактически заставляет уйти букмекерские конторы в тень вместе со своими постоянными клиентами?

Кстати, почему под действие закона об игорной деятельности не попали лото-клубы, которые действуют по той же схеме, что и казино? Есть несколько версий, что именно те люди, которые стоят за лото-клубами, и продавили этот закон. А там вращаются миллиарды тенге.

Кстати, в ответе минфина “КАРАВАНУ” есть волшебная фраза: “Прозрачность денежных потоков неизбежно приведет к росту доходов и, соответственно, росту поступлений в бюджет”. Это уже утверждение или еще предположение?

В любом случае министерство финансов фактически призналось, что не может контролировать игорный бизнес в Казахстане, не обладает инструментарием для регулирования фактически легально созданного в стране теневого рынка и всеми силами пытается отказаться от полномочий как-то влиять на него.

Случайность?

“КАРАВАН” только начал свое расследование. Дальше будет еще интереснее.

Продолжение следует…

Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Экономический блок правительства дружно открещивается от новой редакции Закона “Об игорном бизнесе”

Экономический блок правительства дружно открещивается от новой редакции Закона “Об игорном бизнесе”. Первым это сделал Национальный банк. Теперь сразу два министерства, финансов и национальной экономии, заявляют, что они как бы всё знали. Но мешать разрушению неслабой отрасли экономики, наверное, не захотели.

Меня терзают смутные сомнения

Вопросы, на которые редакция “КАРАВАНА” хотела получить ответы, вроде бы простые и доступные. Сколько заработает бюджет из-за изменений в законе? Или все-таки потеряет? Сколько вообще получает страна налогов от любителей пари? Принимали ли участие экономисты министерства финансов и финансисты министерства национальной экономики в разработке законопроекта? Каково их мнение?

Первым пришли ответы от министерства финансов. Было очень интересно сопоставлять их с тем, что мы узнали ранее. Стало понятно, что ведомство руками и ногами открещивается от всего этого проекта. Ну не нужна минфину лишняя головная боль с непонятными им букмекерскими конторами.

Затем к нам долетела депеша от министерства национальной экономики (МНЭ). И нас накрыло дежавю: больше половины письма до запятой повторяло ответы министерства финансов. О чем это может говорить? Давайте разбираться.

Как получилось, что куратором букмекеров стало министерство культуры и спорта (МКС)? Обычно же лицензионные виды деятельности курирует минфин?

“Согласно постановлению правительства РК от 23 сентября 2014 года органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере игорного бизнеса, является министерство культуры и спорта”, – ответил нам вице-министр нацэкономики Меиржан ЮСУПОВ.

Но при этом МНЭ участвовало в разработке изменений в Закон “Об игорном бизнесе” “в качестве согласующего органа”. Это практически полностью повторяет ответ министерства финансов: “При рассмотрении такого рода проектов законов… представителей нашего министерства включают в состав рабочих групп по их рассмотрению”.

Три портсигара отечественных

Нельзя говорить, что проект изменений не согласовали с минфином и МНЭ. Тем более оба ведомства прямо говорят, что их сотрудники участвовали в рабочей группе. Другое дело, услышали ли этих работников? Когда весной прошлого года министр культуры и спорта Актоты Раимкулова презентовала проект изменений в закон, с ней плечом к плечу не было больших людей ни из минфина, ни из минэкономики. На все вопросы она отвечала одна. Где же были эксперты МНЭ, ведь депутатов интересовали, прежде всего, вопросы экономики? Мы же знаем, что с цифрами у чиновников от культуры не всегда хорошо.

Похоже, что таким образом министерство нацэкономики просто прикрывает себе спину: мы работали, но главным всё равно остается МКС, поэтому получилось так, как получилось.

Если бы вопрос стоял принципиально, поверьте, рядом с Актоты Рахматуллаевной стоял бы минимум вице-министр. Или два. От обоих министерств. И финансов, и нацэкономики. И они бы отбили бы все поползновения депутатов. А биться было за что. При чтениях мажилис все-таки сумел отжать у минкульта право на создание еще трех игровых зон. Министерство хотело создать центры азарта на берегу Каспия, в Хоргосе и поселке Акбулак, в 16 км от Алматы.

Довод министра был простой, как монтировка: “Поскольку перед нами стоит задача по расширению туристических услуг и созданию новых туристических кластеров международного класса, предполагалось, что данные зоны будут способствовать созданию новых международных кластеров, привлечению инвесторов... Кроме того, увеличению доходной части бюджета”.

При этом Актоты Раимкулова особо пеклась о здоровье граждан: “В тех игорных зонах, которые раньше существовали, мы наблюдаем очень высокое привлечение экономически активной части населения к азартным играм”.

Оставь меня, старушка, я в печали

От таких путаных желаний экономический блок правительства попросту отгородился. Похоже, всё было решено заранее. Не дали сделать игровые зоны, то пусть удовлетворятся хотя бы налогом с букмекеров.

Это особенно хорошо видно по следующему ответу МНЭ. На вопрос о том, видит ли министерство угрозу сокращения налогов, Меиржан Бахитович ответил, что сие ведомству его пока неведомо. Нормальная статистика по налогам есть только по трем годам – за 2017-й, 2018-й и 2019-й. А вот за 2020 год информации нет, так как с прошлого года “субъекты игорного бизнеса являются плательщиками корпоративного подоходного налога, декларацию по которому они представят в марте текущего года”.

То есть нормальных данных по влиянию закона на этот сектор экономики нет. А когда появятся, то и им верить нельзя, так как одновременно с переходом букмекеров на КПН минкультуры создает центр учета ставок (ЦУС), работа которого будет самым жестким образом искажать всю статистику по отрасли. Тем самым МНЭ фактически признает, что в Казахстане вовсю работает теневой рынок ставок, а минфин его никак не может контролировать. Государство признается в своем бессилии? 

Можно и так понять: мы видим, что это теневой сектор. Но мы вам его дарим на откуп. И ради вас даже замажем данные, которые могли бы показать, сколько все-таки денег крутится на рынке пари и на какую долю должен претендовать бюджет.

Это я удачно зашел...

Вас никогда не интересовало, почему ЦУС остановился на комиссии именно 4 процента? Слишком гладкая эта цифра. Вроде бы немного. Но если пересчитать на весь рынок, то цифры выходят громадные – от 8 до 24 миллиардов тенге.

Одновременно с реформами в Казахстане свою борьбу с теневым рынком казино и букмекеров начала Россия.

Там рынок на порядок выше, поэтому и денег крутится больше. Да и правительство соседей более вдумчиво меняет условия игры. Уже работает 2 своих ЦУСа – центры учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС). Анализ их данных позволил понять, кто играет, на какие суммы, как и где крутятся деньги. А в прошлом году Госдума приняла закон о создании “Единого оператора азартных игр”. Кстати, его учредителем стал минфин!

В январе оператор заработал и быстро перекрыл все нелегальные каналы переводов денег “черным букмекерам”. И правильно сделал. Что придумали в ответ нелегалы? Они стали принимать ставки наличными. Прежде всего, от своих старых проверенных и, главное, крупных клиентов. На VIP-обслуживании оказались чиновники, руководители крупных компаний, в том числе государственных, предприниматели. Сервис поставлен просто: к клиенту приезжает курьер, забирает наличные и сразу дает подтверждение в офис о ставке. За VIP-услугу “черные букмекеры” берут ровно 4 процента от ставки. Выходит, чиновники в Казахстане думают в том же формате, что и преступники в России? Хочется верить, что всё не так плохо. Но факты говорят за себя.

Очень приятно, царь!

Здесь важно и другое. Министерство культуры и спорта совершенно некультурно ведет компанию по формированию негативного образа букмекерских услуг. В ход идут самые яркие образы: ничего не понимающие лудоманы, разбитые семьи, воротилы черного рынка. В той же России такого нет. Министерство финансов сформулировало задачу и постепенно ее решает. Попутно помогая деньгами отечественному спорту. Почему так происходит? 

Если сопоставить все факты выше, то возникает цепь задач, которую, возможно, решает инициатор всего этого действа в Казахстане. Этому человеку или организации важно получить информацию о людях, которые увлекаются ставками на спорт. Что поможет в понимании источников их доходов.

Как минфин РК объясняет, что такое центр учета ставок?

“Это совокупность программного обеспечения и технических средств, подключенных к аппаратно-программному комплексу букмекерской конторы и обеспечивающих прием наличных и безналичных платежей”. И далее: “Правила приема, учета и хранения информации, а также передачи ее третьим лицам, устанавливается… уполномоченным органом”. Каким лицам? Каким органом? Вы верите, что в Казахстане базы данных клиентов – всегда под крепким замком? После некоторых крупных происшествий с информацией госорганов в это верится с трудом.

Одновременно формируется негативный образ букмекеров. Сбиваем два фактора – и вот мы имеем инструмент давления на любителей пари.

Ерлан КАЛТАЕВ, АЛМАТЫ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Сейчас в сети   0 пользователей, 0 анонимных, 90 гостей (Полный список)

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Похожие публикации

    • Автор: DOGGYLA
      В Интернете набирает популярность петиция по закрытию зарубежных онлайн-казино в Казахстане. Ее подписали 10 тысяч пользователей, сообщает корреспондент телеканала Atameken Business. Автора петиции, бизнесмена Кайрата Кудайбергена,  возмутила незаконная деятельность онлайн-казино. По словам предпринимателя, потраченные игроками деньги нигде не декларируются, впоследствии это приводит к кредитам, а еще страшнее – к суициду тех, кто стал зависим от игры и шальных денег. Один из примеров – гибель курсанта академии МВД Саламата Утегенова в декабре прошлого года. 
      Петицию Кайрат Кудайберген адресовал президенту Касым-Жомарту Токаеву. Он попросил у главы государства создания  нового спецрегулятора с широкими полномочиями, участниками которого  будут МВД, комитет госдоходов, общественники и представители легального игорного бизнеса.
       
    • Автор: APoker
      Привет, друзья!
      2020-ый оказался самым тяжелым для казахстанского покера за последнее десятилетие. Кроме того, что у нас «отобрали» живой покер, так ещё из-за эпидемии коронавируса были отменены практически все значимые оффлайн события. Впервые живые серии массово перенесли на онлайн площадки, благодаря чему, а также тому, что людей отправили на многомесячный карантин, мировой трафик в румах вырос.
      Онлайн-покер для наших земляков ознаменовался яркими выступлениями и новыми победами - в хайроллерах, чемпионате Бразилии, SCOOP, регулярных ивентах. Также у нас финалки в престижных WSOP Online, WPT Online, и EPT Online.
      В начале года, пока коронавирус не распространился по всему миру, было несколько отличных результатов и в оффлайн турнирах.
      В этот раз мы проведем три опроса и отдельно подготовим рейтинги наших топ-игроков в онлайне и оффлайне.
      Опросы будут публиковаться на главной странице APoker.kz и дублироваться в отдельных статьях для каждой номинации. Отдать свой голос можно будет до 31 января.
      Лучший покер-рум для казахстанцев 2020 Самое важное оффлайн покерное событие для Казахстана 2020 Самое важное онлайн покерное событие для Казахстана 2020 Как выбирали в 2019 году:
       
       
    • Автор: GlavFish
      С января 2021 года букмекерские компании Казахстана начнут жить по новому Закону "Об игорном бизнесе" от 2 июля 2020 г. Чем он поможет семьям игроманов?
      Закон направлен на борьбу с лудоманией, то есть патологической игорной зависимостью. Всемирная организация здравоохранения официально признала эту патологию психическим расстройством. Кроме того, новые поправки должны сделать букмекерский бизнес более прозрачным, добропорядочные компании смогут избавиться от конкуренции недобросовестных участников рынка, а любители ставок избавятся от страха, что они не получат выигрыша. Насколько жизнеспособной окажется новая система, зависит от успеха пилотного проекта, который должен стартовать на днях.
      Наверное, каждый из нас слышал про случаи, когда в порыве азарта люди ставили на кон свои квартиры и многолетние сбережения – и проигрывали. Болезненная зависимость от азартных игр называется "лудоманией". Как и с любой зависимостью, справиться с ней непросто и предупредить легче, чем вылечить.
      После того как казино в Казахстане были вынесены в особые игровые зоны, для лудоманов самым простым способом удовлетворить свою страсть стали ставки на спорт в букмекерских конторах. До последнего времени правовых способов помочь игроманам не было. Более того, не было возможности учесть людей, страдающих лудоманией. Поправки в закон решают эту проблему. Они позволят каждому нуждающемуся в этом получить психологическую поддержку и помощь. Новая система организации букмекерского бизнеса позволит учесть абсолютно все сделанные в стране ставки на спорт. Этой работой займётся Центр учёта ставок (ЦУС). Он создаётся в соответствии с подписанным 2 июля 2020 года законом №356-VI, реформирующим систему игорного бизнеса в стране.
      ЦУС станет посредником и контролёром во взаимоотношениях между букмекерами и гражданами. Такая же система действует в зарубежных странах: России, Финляндии, Швейцарии, Венгрии и многих других. Все ставки – и через кассы, и онлайн – будут проходить через систему ЦУС. Через эту же организацию пойдут выигрыши гражданам. Соответственно, можно будет определять игроков в зоне риска и своевременно помогать им.
      Кроме того, будет создан call-центр для помощи лудоманам и их родственникам. В статье 15-1 предусмотрены меры по самоограничению и ограничению по заявлению от близких родственников. ЦУС обеспечит работу call-центра, ежегодный анализ рынка ставок в отношении лудомании и будет предоставлять расширенную аналитику для уполномоченного органа.
      Помощью лудоманам деятельность ЦУС не ограничится. Он станет и защитником игроков от мошенников (они не смогут пройти регистрацию в системе), возьмёт на себя контроль по недопуску к ставкам несовершеннолетних и гарантирует взрослым игрокам получение выигрыша.
      К сожалению, выигрыш казахстанцам удаётся получить не всегда. За примерами далеко ходить не надо. В начале ноября этого года много шума наделала история одного любителя спорта из Алматы. Находясь в командировке в Актау, он сделал несколько ставок. Удача благоприятствовала беттеру (так называют тех, кто делает ставки): он выиграл 19 млн тенге – почти в два раза больше, чем поставил! Однако букмекерская компания отказалась выплачивать выигрыш. Когда букмекер принимал ставки, возражений у него не было. В итоге свою правоту игрок доказал в суде. Этот случай далеко не единственный. Количество споров любителей спорта с букмекерами в судах измеряется десятками. Большинство дел касается совсем небольших сумм.
      Часто в суд обращаются налоговые органы. Дело в том, что они сейчас технически не могут отследить ставки, сделанные через сайты. Некоторые компании пользуются этим. Так, сейчас в Алмалинском районном суде рассматривается уголовное дело в отношении владельцев одной из крупнейших казахстанских букмекерских компаний из-за неуплаты налогов. Её владельцы объявлены в розыск и, по данным правоохранительных органов, скрываются за границей. Поэтому, помимо прочего, ЦУС станет ещё и важным элементом по борьбе с отмыванием преступных доходов и пресечением деятельности недобросовестных компаний.
      Ложка дегтя портит бочку мёда: пусть даже из тысячи случаев только в одном букмекер не выплачивает законный выигрыш – этот случай бросает тень на всех его коллег. Граждане начинают обращаться к зарубежным букмекерам – и тут выясняется, что на иностранных мошенников в отличие от наших управы и вовсе нет. Люди теряют деньги, компании – клиентов, государство – налоги. По оценкам независимых экспертов, до двух третей рынка ставок находятся в "серой" зоне: более 400 млрд из общего оборота в 600 млрд. Это означает, что общество недополучает около 40 млрд тенге налогов ежегодно. Для сравнения, на эти деньги можно было бы построить от 20 до 40 школ! На самом деле ущерб стране и гражданам ещё больше.
      – Мы уверены, что добросовестные участники рынка и любители спорта в новых условиях почувствуют себя более защищёнными. Работа ЦУС поможет сделать бизнес более прозрачным, понятным, избавит букмекерские компании от риска необоснованных подозрений. Граждане Казахстана будут уверены, что их выигрыши будут выплачены им в срок и в полном объёме, так как этот процесс будет регулировать уполномоченная государством структура, – считает Дастан Рыспеков, председатель комитета индустрии туризма Минкультуры и спорта РК (это ведомство курирует игорный бизнес).
      ЦУС будет создан через механизм государственно-частного партнёрства согласно Закону Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V "О государственно-частном партнёрстве". Выделения средств из бюджета не предусматривается. Расходы центра учёта ставок будут окупаться за счёт комиссии 4% от ставки, которую будут взымать с игроков. Это ниже, например, чем в России. По данным российского Forbes, комиссия оператора платёжных систем составляет около 3,5% от ставки и 5% – от выигрыша. Кроме того, оператор берёт около 2% от суммы переводов средств между букмекерами и банками. Поэтому можно сказать, что комиссия – это страховка, гарантирующая честную и справедливую игру, прежде всего в интересах самого игрока.
      Букмекеры, заинтересованные в доверии клиентов, уже могут принять участие в пилотном проекте. В ближайшее время ЦУС начнет работу в пилотном режиме. Это позволит апробировать цифровую платформу для учёта ставок и снизить риск технических сбоев. Чем больше компаний присоединятся к пилотному проекту, тем быстрее и эффективнее начнёт работать новая система.
      informburo.kz
×